старшие школьники в Соликамске уже несколько лет идут по личному образовательному маршруту
Индивидуальные учебные планы – с этим приходится столкнуться каждому десятикласснику в городе. Перед учеником и его родителями (которые, безусловно, должны помочь) встает выбор: какой предмет изучать на базовом уровне, а какой – профильном? Выбор непростой, ведь он во многом определит успех на едином государственном экзамене, а значит – при поступлении в вуз.
Технарь или гуманитарий?
Сегодня это надо четко определять для себя уже не после 11 класса, а после девятого, когда будущие десятиклассники выбирают будущий профиль. Без этого выбора не обойтись, потому что все школы, где есть 10-11 классы, уже несколько лет 9кто больше, кто – меньше) работают исключительно по индивидуальным учебным планам. Это значит, что школьники уже не занимаются по единому расписанию, как это было у старшего поколения. Занятия распределяются по уровням: базовый, где уроки идут по стандартной программе, не требующей особых усилий, и профильный – на этом уровне предметы изучаются углубленно, по другим учебникам, на них выделяется больше учебных часов, чем по стандартной программе. Пожалуй, главное опасение родителей, это то, что на базовом уровне предметы будут изучаться слабо. Но в школах уверены, что этого опасаться не стоит.
- Базовый уровень – это и есть традиционный, - поясняет зам. директора по учебно-воспитательной работе школы №15 Лариса Ваулина. – Выдать меньше, чем положено по программе, никто не может. Вот больше – пожалуйста. Но только в рамках допустимой недельной нагрузки.
Впрочем, в каждой школе, хоть и в рамках общих положений, – свой подход к индивидуальному учебному плану.15-я школа, как многие другие, работает по этой системе уже третий год. За это время уже успели разглядеть как плюсы системы, так и ее минусы. Точнее, даже не минусы, а определенные сложности.
- Главная трудность всегда – это составление расписания, - рассказывает Лариса Викторовна. – Когда дети выбирают индивидуальную образовательную траекторию, расписание необходимо составить так, чтобы у них не было «окон». У нас, кстати, не все предметы ведутся на профильном уровне. И дело даже не в нехватке кадров или малом количестве желающих. Например, русский язык мы ведем только на базовом уровне. Для детей, которые выбирают для сдачи предметы, которые не ведутся на профильном уровне, например, биологию, английский язык, мы организуем бесплатные элективные курсы.
Если выбрал не то…
Индивидуальные учебные планы – это еще и своеобразная профориентация. Ведь не секрет, что зачастую за ребенка делают выбор родители и он идет изучать то, то они считают нужным. Хорошо, если его склонности с этим совпадают. А если нет? Вот это-то сразу и видно по выбранным им предметам.
- Когда ребенок начинает изучать предмет на профильном уровне, он четко понимает, его это или нет, - поясняет Лариса Викторовна. – И, если что, может заменить его на другой.
Такая практика есть во всех школах: никто не требует от детей окончательного выбора с самого начала 10 класса, хотя большинство все же определяются насовсем. Но, в любом случае, у ребят есть все первое полугодие, чтобы понять, комфортно ему в выбранном направлении или нет. Все указывают, что после окончания первого полугодия переходить на другой профиль нежелательно – уже непросто будет сложно догнать остальных обучающихся – слишком велика разница в количестве часов на базом уровне и на профильном. И это тоже одна из проблем – как быть тем, кто неверно определился, или в выбранном вузе вдруг сменился список необходимых для поступления предметов? Но в пределах обозначенного времени – это совершенно реально. Впрочем, реально и в большем временном диапазоне, вот только заниматься придется самостоятельно гораздо больше.
Плюсы системы
Главными плюсами системы индивидуальных учебных планов все педагоги видят повышение результативности обучения. Так, в 15-й школе заметили, что повысилась поступаемость в вузы, причем, поступают дети именно туда, куда запланировали. Причину этого видят в планомерной подготовке, отсутствии «метаний» перед окончанием школы, ведь уже в 10 классе большинство школьников знают, с чем хотят связать жизнь.
17-я школа, которая одной из первых в городе включилась в эту работу, став экспериментальной площадкой, учит старшеклассников выбирать профиль уже пятый год.
- Мы изначально заявляли себя в проекте, как физико-математическая школа, поэтому у нас на профильном уровне ведутся предметы естественно-математического цикла: физика, химия, биология, математика, информатика, - говорит о системе ИУП заместитель директора по УВР школы №17 Анатолий Чепурин. - Есть возможность вводить географию, но она не слишком популярна. В прошлом году у нас этот профиль выбрали всего два ученика, тем не менее, для них этот предмет велся на профильном уровне, мы выполнили индивидуальный запрос. Это практически репетиторство. Результаты, конечно, есть. Мы сравнивали знания детей, которые изучают предмет на базовом и профильном уровнях, разница, конечно, большая, ведь количество часов очень разное. Еще один показатель – высокие результаты ЕГЭ, которые мы тоже связываем с введением индивидуальных учебных планов. Те предметы, которые ребята проходили по профильному курсу, они сдают от 70 баллов и выше. В прошлом году один выпускник у нас сдал информатику на 100 баллов – это отличный реультат, которым мы гордимся.
Предвыбор
А вот в 9-й школе пошли еще дальше. У них выбор глубины проработки предметов есть уже с восьмого класса, как это называется в школе – разноуровневые группы. Своеобразная подготовка к дальнейшему выбору.
- Эту экспериментальную деятельность мы ведем уже 4-й год, - рассказывает завуч школы Анжела Анфалова. – Во-первых – в рамках подготовки к внедрению стандарта, который провозглашает необходимость вариативности и дифференцированности образования. Во-вторых, установлено, что к 7-8 классу у детей уже формируются интересы, и надо давать возможность детям эти интересы развить и воплотить.
Идея такова: в 8 классе на основании своих интересов, потребностей, желаний и возможностей дети разбиваются на три группы А (обычный уровень), B (средний) и С (продвинутый). Они не различаются по содержанию образования – программа и там, и там одинаковая. Различаются эти группы по методам и формам преподавания. В группе А – учитель больше разъясняет, а в группе С уже высок уровень самостоятельности в выполнении заданий. При этом, ребенок может по желанию после окончания четверти поменять группу на более легкую или сложную.
- Если ребенок не выбирает, он не научится выбирать, если он ни на что не влияет, он не сможет стать субъектом деятельности, - уверена Анжела Владимировна. -
К этому добавляется рейтинговая система оценки, когда ребенок получает в течение полугодия не оценки, а баллы, которые потом переводятся в привычную шкалу. Таким образом дети учатся понимать, что даже пятерка или четверка могут быть разными – ведь внутри тоже есть разброс баллов. И готовятся к восприятию ГИА и ЕГЭ, где оценивание также идет по 100-балльной шкале. В результате всего этого дети уже более прагматично выбирают дальнейший образовательный маршрут, у них хорошо формируются навыки общения, причем, не в своей замкнутой группе – классе, а по всей параллели, между параллелями, не стало конфликтных ситуаций между старшеклассниками. Повышаются и учебные результаты. То, что дети занимаются в группе «единомышленников», поднимает учебную мотивацию. Объективно – резкий рост уровня сдачи ГИА: в позапрошлом году мы были седьмыми по городу, в прошлом – уже вторыми.
С тем, что у системы индивидуальных учебных планов есть и плюсы, и минусы, согласны все. Главный минус – это возможность неверного выбора, исправить который не так просто. А главный плюс – в реальной возможности хорошей подготовки к экзаменам. Значит, к выбору нужно готовить детей заранее, понимая, что от этого зависит очень многое.
Адрес: 618540, Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, 10
Тел./факс: 8 (34253) 3-43-50
E-mail: guo_adm@solkam.ru